Дата публикации: 02.06.2011

Внешнеполитические вопросы (риски) охраны окружающей среды

Обвинения странами конкурентами в неправильной экологической политике, на уровне межгосударственных отношений, имеют тенденцию, в ближайшее время, подменить религиозную, расовую и классовую ненависть прежнего времени.

     В настоящее время, внешнеполитическое давление стран конкурентов РФ приводит к значительному и необоснованному удорожанию, в части природоохранных

мероприятий, ряда крупнейших федеральных проектов: газопроводы «Северный поток» (Nord Stream) и «Голубой поток»; освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения и др.

     Невыполнение обязательств РФ по ратифицированным международным обязательствам может явиться одним из дополнительных факторов политического давления, в тех случаях, когда иные методы воздействия могут быть недостаточно эффективны.

     С другой стороны, природоохранными структурами практически не ведётся работа, по сбору, анализу материалов и оценке фактической или потенциальной  экологической опасности при хозяйственной деятельности сопредельных стран, которая может представлять угрозу для окружающей природной среды РФ, территориальных вод и вод зоны экономического влияния; исполнения иными странами обязательств по ратифицированным международным договорам и конвенциям в области охраны окружающей природной среды.

Информационное сопровождение

В Федеральном Собрании обоих уровней, Минприроды России, других министерствах и ведомствах, подразделениях субъектовых администраций работающих в области природопользования и охраны окружающей природной среды циркулируют слухи о неком аппаратном решении по минимизации государственной природоохранной деятельности. Одной из причин формирования такого рода общественного мнения, является попытка прикрытия некомпетентности управленческого звена.

Непрофессиональное исполнение своих прямых служебных обязанностей по обеспечению экологической безопасности фактически формирует масштабные угрозы развитию РФ, как внутри страны, так и в международных отношениях

Государственное управление в области недропользования

При переходе к рыночной экономике, на основе «административного права», практически бесплатно был приватизирован государственный фонд недр. При этом практически полностью прекращены геологоразведочные работы. Все приросты запасов полезных ископаемых, с 1991 г. реализованы за счёт доразведки старых разрабатываемых площадей.
МПР РФ впоследствии Минприродой России неоднократно ставились, за счёт средств федерального бюджета, работы по формированию списка стратегических резервных месторождений минерального сырья, которые после формирования списка выставлялись на аукцион.

     При многочисленных институциональных изменениях Госгортехнадзора России – Ростехнадзора и т.д. в РФ полностью утрачена функция государственного горного надзора. Притом, что страна не менее 75% бюджета обеспечивает за счёт оборота минерально-сырьевых ресурсов. Служба горного надзора, созданная в нашей стране более 300 лет тому назад, надзирала за полнотой, рациональностью использования недр. При передаче её функций от Ростехнадзора в Росприроднадзор, в мае 2008 г. не было определён ни штат, и финансирование. В результате горный надзор окончательно перестал существовать.

     Одно из последствий ликвидации этой функции – хищническая отработка наиболее богатых участков месторождений полезных ископаемых, полное сворачивание добычи попутных полезных компонентов. В качестве примера: в ряде месторождений нефти РФ содержание ванадия и никеля, попутных полезных ископаемых, сравнимо с их содержанием в рудном сырье. В РФ эти элементы из нефти и её тяжёлых остатков не извлекаются. При экспортных поставках, наличие этих компонентов, существенно снижает стоимость нефтяного сырья. Однако, на НПЗ ряда европейских стран, данные элементы извлекаются. При этом, в отличие, от рудного сырья, образуются не отвалы пустой породы, а значительно увеличивается выход моторных топлив. Таким образом, из страны выводится значительная часть прибыли от рационального использования минеральных ресурсов. Аналогичные вопросы касаются извлечения гелия из природного газа и целого ряда других минеральных ресурсов.

     Неэффективность недропользования, в РФ оценивается сотрудниками Росприроднадзора в 65-70%. В её основе полная потеря контроля за условиями выполнения лицензионных соглашений, в т.ч.:

     - невыполнение соответствующих объемов и видов геологоразведочных работ;

     - невыполнение сроков составления проектной и технологической документации;

     - нарушение сроков ввода месторождений в пробную, опытно-промышленную и промышленную разработку;

     - систематическое отклонение по части лицензий от установленных уровней добычи и технологических параметров, что прямо ведёт к фактическому уничтожению месторождения полезного.

     Планируя колоссальные капитальные вложения в освоение шельфовой зоны, практически прекращена всякая государственная деятельность по рациональному и полному освоению уже открытых, обеспеченных инфраструктурой и кадрами месторождений полезных ископаемых. Практически легализован незаконный вывоз за рубеж стратегических видов минерально-сырьевых ресурсов РФ.


Государственное управление в области обращения отходов производства и потребления

 

    Не смотря на то, что во всех индустриально развитых странах есть понимание рентабельности и социальной важности бизнеса по переработке отходов, в РФ он не эффективен и дотируется из бюджетных средств.

     Средний показатель использования и обезвреживания отходов в РФ практически не менялся с 2002 г. При этом раздельной статистики, по обезвреживанию и по вторичному использованию отходов производства и потребления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти – Минприроды России и Минрегионом России - не ведётся. По оценке ФГУ «Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами» - «средний уровень сбора и переработки отходов как вторичных материальных ресурсов «застыл» на уровне одной трети еще в 1990 году».

     В странах ЕС расширяются масштабы нормирования сбора отходов и их использования в качестве вторичного сырья на межгосударственном уровне. Основные целевые установки по нормативам в этой области регламентируются специальными Директивами Европейского Парламента и Совета: 94/62/ЕС - Упаковка и отходы упаковки; 2000/53/ЕС – Транспортные средства, выведенные из эксплуатации; 2002/96/ЕС – Отходы электротехнического и электронного оборудования.

     В соответствии с целевыми установками этих директив ведётся последовательное наращивание уровня сбора и переработки отходов в качестве товарного продукта и постепенное прекращение практики захоронения отходов.

     Более того, определённую часть опосредованного финансирования по утилизации отходов странами ЕС и ряда других индустриально развитых стран, несёт на себе РФ. В цену производимой продукции, в этих странах, включена и это законодательно оформлено, залоговая стоимость последующей утилизации. Закупая, эксплуатируя и утилизируя на территории РФ данную продукцию, в силу отсутствия необходимой национальной правовой базы, РФ не выставляет претензию к производителю товара по оплате утилизации товаров утративших потребительские качества на территории РФ. Отметим, что например КНР, вынуждена вывозить из ряда европейских стран товары, пришедшие в негодность, произведённые в КНР. Утилизируя и складируя отходы на территории КНР.

     Прямые потери в РФ от неэффективной организации природоохранной работы составляют не менее 45 млрд. рублей только на платежах за негативное воздействие на окружающую среду. Как пример - из расчетных 60 млрд. руб. администратор платежей – Ростехнадзор – собирает только 15 млрд. руб. При этом функции контроля закреплены теперь за другим ведомством – Росприроднадзором и координация между ними практически отсутствует.

     Не внедрены экономические механизмы регулирования природопользования: экологический аудит, страхование, сертификация и др.  Реализация этих механизмов в государственном управлении позволит вывести из тени обороты, объем которых на текущий момент составляет 5-6 млрд. $ в год. При дальнейшем развитии природоохранной системы эти мероприятия  позволят через 4-5 лет выйти на новый качественный уровень с расчетным годовым оборотом до 20-25 млрд. $.

     Например, внедрение экономических механизмов регулирования природопользования в системе Газпрома/Роснефти позволит дополнительно по направлениям учета утечек углеводородов в воздушную и водную среду открыть возможности оперирования объемами в 2-3 млрд.$ по году.

Государственное управление водными ресурсами

    

Проблема водных ресурсов в мировом хозяйстве, уже сегодня является более актуальной, чем проблема энергоносителей – нефти, газа, расщепляющихся материалов и т.д. Водные ресурсы, на территории ряда стран, уже стоят дороже нефти и газа.

     На примере государственного управления водными ресурсами, покажем общую неэффективность системы управления природными ресурсами в РФ.

     Управление водопользованием.

     Водные ресурсы являются федеральной собственностью и в соответствии с Водным Кодексом РФ основные полномочия в области водных отношений закреплены за федеральными органами исполнительной власти.

     Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны водных объектов является Минприроды России.

     В ведении Минприроды России, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008г. №404 находятся:

  1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  4. Федеральное агентство водных ресурсов;
  5. Федеральное агентство по недропользованию.

     Рассмотрим основные полномочия вышеперечисленных органов власти применительно к водным ресурсам.


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все

Количество показов: 2551



Экологические ресурсы

Возврат к списку

Что бы оставить комментарий, необходима авторизация.