2015 год. Прогулка по Санкт-Петербургу к родному дому.


Прогулка по Санкт-Петербургу к родному дому – это всегда наслаждение жизнью. Как не пойди и увидишь новые грани родного старого города. Удивительно красиво и интересно. Кроме того, жить в центре Санкт-Петербурга и не быть, немного художником, фотографом и историком – невозможно. Само место обитания – обязывает.

Памятник дворнику на площади Островского. Фотография 19.07.2015, 16:10
Памятник дворнику на площади Островского.

Вот памятник дворнику на площади Островского. В венке и с букетом. Красиво. По-летнему. Только лопата – зимняя, ну ничего, зима не за горами.

Канал Грибоедова. Фотография 19.07.2015, 14:50 Канал Грибоедова. Фотография 19.07.2015, 14:52
Канал Грибоедова

Вечный, неизменный и любимый, всегда по пути домой – канал Грибоедова. Утешает островками зелени, развлекает людей и дарит прохладу в жару.

Бывший доходный дом Н.В. Безобразовой. Архитектор Бенуа. Фотография 19.07.2015, 14:54
Бывший доходный дом Н.В. Безобразовой. Архитектор Бенуа. Фотография 19.07.2015, 14:54

Потрясающий дом. Ещё бы его архитектор сам Бенуа. Это бывший доходный дом Н.В. Безобразовой. У мадам Безобразовой несомненно доходы были! На табличке, обозначающей один (!) дом написано: «50-52-54. Набережная канала Грибоедова». Я, шляпа, не сфотографировал такой раритет, но, надеюсь, исправиться. Заодно и ракурс снимка изменю. С моста он будет смотреться интереснее. Вот такой, всеквартальный треугольник. Представляю какие там были коммуналки! Судя по окнам, жильцы сменились. И слава Богу!

Дом № 71 по набережной канала. Фотография 19.07.2015, 15:00
Дом № 71 по набережной канала. Фотография 19.07.2015, 15:00

Угрюмые купидоны развалились над входом в парадную дома № 71 по набережной канала, тщательно прижав к себе по рогу Изобилия, каждый – своего.

Атланты 19.07.2015, 15:00
Атланты 19.07.2015, 15:00

На них, безо всякой любви, косятся атланты. У них заботы – море, из одежды – всякое рваньё и очевидно, что эти сытые мальчики к рогу Изобилия не допустят их и близко. На лицо – социальный конфликт. Интересно, может быть Сюзор Павел Юльевич, архитектор этого дома был тайный революционер и так, через архитектуру, призывал к мятежу. Впрочем, на доме компании Зингер (Доме книги), его-же постройки, это никак не отразилось. Домовладельцы — Ратьковы и Ратьковы-Рожновы — дворянский род, восходящий к началу XVII века так же не бедствовали. И этот скромный дом, как и предыдущий занял квартал. Просто квартал. Один квартал – один дом. В этом есть логика. Чётко и ясно. Дом – квартал. И никаких сантиментов, и компромиссов. Пусть семья живёт и гуляет в своём квартале!

Владимир Александрович Ратьков-Рожнов [https://ru.wikipedia.org]Монограмма Владимира Александровича Ратьков-Рожнова [http://collectionerus.ru/collections/monograms-spb/112/]
Владимир Александрович Ратьков-Рожнов [https://ru.wikipedia.org] и его монограмма на здании доходного дома по адресу: Загородный проспект, дом 39 [http://collectionerus.ru/collections/monograms-spb/112/]

Владимир Александрович Ратьков-Рожнов, собственник этого дома, в 1893 — 1898 годах был санкт-петербургским городским головой. Интересно, а нынешние городские главы где строятся? Хотелось бы выяснить номера домов и проверить преемственность традиций. Если дом городского главы занимает меньше квартала – слабак, а не городской глава. В Питере такие не приживутся!

Впрочем, Владимир Александрович был крепок не только «городской головою», он помимо всего прочего был с 1874 года владельцем фирмы «Громов и Ко» - переработка и торговля лесом и лесоматериалами, владел крупнейшей в России Громовской лесной биржей и лесопильными заводами:

  • Шлиссельбургский тракт, 57;
  • Орловская ул., 1;
  • лесным складом на наб. Б. Невки, 13;
  • оптовыми конторами на Миллионной ул., 7 и Гельсингфорсская ул., 4.

Был Владимир Александрович немножко и геологом, и горняком, чисто, как совладелец Ленского и Миасского золотопромышленных товариществ, а также Верхне-Амурской золотопромышленной компании, а кроме того, что бы было куда сваливать слитки владельцем Санкт-Петербургского Частного коммерческого банка. Где одно, там и другое. Вкладывался господин Ратьков-Рожнов в недвижимость любимого города. Так, по мелочи, домов двадцать, не более: Дворцовая набережная, 8, Думская улица, 7, Невский проспект, 152, Гороховая улица, 79, Набережная канала Грибоедова, 71 и прочие малозначительные постройки.

Но главная боль, Владимира Александровича, была за православный народ. Он пёкся за него и будучи с 1904 сенатором, и членом советов и правлений Городского сиротского дома, Городского училищного совета, Российского общества Красного креста, председателем Городской больничной комиссии, Комиссии по определению сирот и городских стипендиатов в различные учебные заведения и прочая, прочая. Жаль, до революции не дожил. Большевики бы его наградили. Но не судьба. В 1912 году упокоился и лежит спокойно и властно на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, кстати, рядом с многими старыми большевиками. Соседи.

Набережная канала Грибоедова, дом 80, 19.07.2015, 16:10
Набережная канала Грибоедова, дом 80

Этот дом – канал Грибоедова, 80, доходный дом, типография и литография издателя - В. С. Балашева. Дом был куплен серым и мрачным. Он никак не утраивал издателя и владельца. Балашев пригласил гражданского инженера К.Э. Гефтлер выполнить перестройку здания. И попросил его разместить по фасаду барельефы великих русских писателей. Посмотришь на дом и сразу поймёшь – человек близкий к литературе! И в барельефах, обрамлённые, надо полагать, лавровыми венками и Пушкин, и Жуковский, и Крылов – сразу закивают головами и, как бы скажут, В.С. Балашев – серьёзный издатель.

Пароход добровольного флота «Саратов» у Горного института [http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit10429.htm]
Пароход добровольного флота «Саратов» у Горного института [http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit10429.htm]

Набережная Невы [http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit10434.htm]
Набережная Невы [http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit10434.htm]

Вид Невского проспекта и Адмиралтейства [http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit372.htm]
Вид Невского проспекта и Адмиралтейства [http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit372.htm]

А Карл Эдуардович, построив дом отдался полностью искусству пейзажа. И так здорово у него это получилось, что мы знаем К.Э. Гефтлера, скорее, как художника пейзажиста, нежели гражданского инженера.

Гранитный спуск к воде, 19.07.2015, 15:05
Гранитный спуск к воде, 19.07.2015, 15:05

Удивительная погода Санкт-Петербурга, внезапно перестала баловать, подтянула тучи и затопила ступеньки гранитных спусков к воде. Вы не хотите идти к воде, тогда вода идёт к Вам! Пришлось ускоряться.

Волны – пухнут, 19.07.2015, 15:05
Волны – пухнут!

Дом Струка – набережная канала Грибоедова д. 88-90, 19.07.2015, 15:09
Дом Струка – набережная канала Грибоедова д. 88-90

Знаменитый на весь канал набережная канала Дом Струка – набережная канала Грибоедова д. 88-90. Это же здание Екатерининского общественного собрания. Екатерининское общественное собрание интересное явление Столицы тех лет. Это был закрытый клуб «для проведения досуга». В уставе определено, что общественное собрание имеет целью «доставить членам своим, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользою». Прекрасная формулировка уставной деятельности. Для этих целей был оборудован театральный зал на 700 мест и много чего ещё.

Хотите почитать об этом? Извольте. Собственно, дом Струка, небольшой каменный особняк на берегу канала давно канул в Лету. Его разобрали и радикально перестроили два бодрых петербуржца - Оскар Рудольфович Мунц, который мало того, что родился в Одессе, так ещё и был сыном генерального консула Нидерландов. Сменив гражданство и прописку стал вполне себе достойным петербуржским архитектором. И военный инженер Николай Васильевич Смирнов.

К моменту строительства Николай Васильевич был в чине полковника, впоследствии дослужился до генерал-майора. Военный инженеру было не стыдно за свои погоны. Он много строил и в Москве, и в Санкт-Петербурге: Офицерское собрание на Литейном проспекте, Строгановское училище, фундамент Большого театра, первую в России частную электростанцию на Васильевском острове. Был он Гласным Петербургской городской думы, член Совета по делам страхования рабочих. С большевиками договариваться не счёл нужным и примкнул к белому движению. Чудом сумел уйти в эмиграцию. В Германию, в Берлин. Скончался 1-го марта 1925-го года в возрасте 74-х лет и был похоронен 4-го марта 1925 года на православном кладбище Тегель в третьем ряду восьмого квартала. Интересно, это кладбище уцелело и осталась ли там могила русского военного инженера Николая Васильевича Смирнова?

Иная судьба была у Оскара Рудольфовича Мунца. Он оказался «в струе». И был в ней вполне неплох. На Полюстровском пр., д. 46 мы можем увидеть подстанцию «Волхов-Северная» построенную в 1926 году русским инженером Генрихом Осиповичем Графтио, потомком далёкого дворянского рода из Нидерландов. Собственно, именно он проектировал и строил Волховскую гидроэлектростанцию, а вместе с ней и подстанцию на Полюстровском. Деятельное участие в разработке архитектурного проекта принимал Мунц.

Подстанция «Волхов-Северная», СПб, Полюстровский пр., 46 [wikimedia.org]
Подстанция «Волхов-Северная», СПб, Полюстровский пр., 46 [wikimedia.org]

Волховская гидроэлектростанция [wikimedia.org]
Волховская гидроэлектростанция [wikimedia.org]

Мунц руководил архитектурной частью проекта Волховской гидроэлектростанции. Затем ряд зданий в духе сталинского неоклассицизма, такие, как типовое здание школы, одна из них на ул. Жукова, 9; жилой дом по 2-й Рабфаковский пер., 5к1.

 Типовое здание школы (Жукова, 9) [http://www.citywalls.ru/] жилой дом по 2-й Рабфаковский пер., 5к1  [http://www.citywalls.ru/]
Типовое здание школы (Жукова, 9); жилой дом по 2-й Рабфаковский пер., 5к1. [http://www.citywalls.ru/]

Падая в архитектуре, он рос карьерою. Он стал профессором, доктором архитектуры и умер в Блокаду, лютым январём 1942 года. Упокоившись вместе с Иваном Билибиным, Владимиром Фроловым и другими профессорами Академии художеств на Смоленском кладбище в Ленинграде. При советской власти столь откровенно роскошные особняки в стиле модерн, как здание Екатерининского общественного собрания, строить было незачем, а вскоре и некому.

Братская могила профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище в Ленинграде [Gavrilov S.A.]
Братская могила профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище в Ленинграде [Gavrilov S.A.]

Мы отвлеклись. В здании Екатерининского общественного собрания с 1912 по 1917 год располагался театр малых форм "Кривое зеркало". Он возник как театр-кабаре по инициативе артистки З. В. Холмской при Театральном клубе и просуществовал в Петербурге-Петрограде-Ленинграде с 1906 по 1918 и с 1922 по 1931 гг. Театром руководил муж артистки, критик Авраам Рафаилович Кугель. И руководил до самой своей смерти в 1928 году, по причинам вполне естественным. Он, как и Мунц, органично воспринял революцию и новую власть, но что для него, «органичного» сделало дело победившего бунда? Только упокоило на Литераторских мостках. С 1939 г. в Доме Струка находилась весьма серьёзная контора - Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Балтсудопроект», просуществовавшее в этом здании до 1999 г. Очевидно, что от советской жизни и здание, и интерьер сильно пострадали. Но, горе не беда – восстанавливают.

Спокойно иду дальше, сквозь призраки откипевших страстей. Впереди знаменитый «Мост о четырёх львах». Звери академика Павла Петровича Соколова уж сколько лет послушно держат цепи моста. С 1825 года, и на «Львином мостике» и на «Банковском». С 1828 года его Сфинкс охраняет «Египетский мост». Звери эпохи классицизма достойно охраняют город от покушений временщиков. Спасибо, Павел Петрович.

Мост о четырёх львах
Мост о четырёх львах

Львы
Львы

Начинающийся дождь гонит на Театральную площадь. Тучи и ветер. А минут шесть-семь назад ещё было тепло, солнышко грело, прохожие переходили в тень. Санкт-Петербург.

Табличка дома №8 Дом № 8. Знаменитый литературный кружок «Зелёная лампа»
Дом № 8. Знаменитый литературный кружок «Зелёная лампа»

Дом № 8. Знаменитый литературный кружок «Зелёная лампа». Пушкин любил здесь выпить лафиту, согреть кости. Теперь кружки типа «Зелёной лампы» вполне успешно и по всему миру заменены «Фейсбучной». Ешьте!

Италийские знамёна
Италийские знамёна

Символом разлуки с теплом на холодном русском ветру плещут италийские знамёна.

Мариинский театр
Мариинский театр

2 сцена Мариинского театра
2 сцена Мариинского театра

Строевым шагом, стараясь не вглядываться миную две сцены Мариинского театра. Как же мне неприятны все, кто приложил руку к проектированию и строительству второй сцены. И дальше, родными улочками и закоулочками, практически обогнав дождь – по-петербуржски прячусь дома.

А в голове стучаться мысли – уехать бы к звёздам, шестерёнкам и колоскам. Всё, как на гербе D*Italia.

Герб D*Italia
Герб D*Italia


Страница 6 - 6 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец Все

Возврат к списку