2010 год.  2011 год. 2012 год. 2015 год.

Вид на Благовещенский мост с морской акватории Невы
Вид на Благовещенский мост с морской акватории Невы

Это Благовещенский мост, бывший Лейтенанта Шмидта, бывший Николаевский. Он соединяет Васильевский остров с городом. Выходит, на пл. Труда. Разделяет морскую акваторию от речной. Первый постоянный мост на Васильевский остров. Огромное горе для мелкочиновного люда. Дело в том, что Васильевский остров для заселения, был интересен двумя обстоятельствами – более низкой ценой жилья, остров он и есть остров и (!) внеплановыми отпусками чиновного люда на ледостав и ледоход. До службы – не добраться, вот горе! А оклад идёт. Так и жили до 1850 года.

С названиями у этого моста - чехарда страшная. Собственно, как и у города. Когда его начинали проектировать - 1841 (?) г. (построили к 1850 г.) - назвали скромно - Невским мостом. Пока строили, все материалы свозили на Благовещенскую площадь, поближе к Благовещенской церкви. (Её снесли большевики в 1929 году. Церковь роскошного русско-византийского стиля.) К открытию моста решили и не умничать, и не скромничать - назвав мост Благовещенским. Но через пять лет скончался Император Николай I, и любящая дворня поспешила переименовать мост в Николаевский. Под этим именем он и дожил до эпохи диалектического материализма. В память о безвременно ушедшем лейтенанте и его детях - мост в 1918 г. переименовали в мост Лейтенанта Шмидта. Так он нам и запомнился.

Мост дважды серьёзно переустраивался - в 1938-1939 гг. и в 2005-2007 гг. Так что от последнего чугунного моста Империи мало что осталось, но общую композицию и пропорцию, слава Богу (!), вернули в 2007 году. И, молодцы, вернули правильное название. Прекрасно было-бы восстановить Благовещенскую церковь и название площади - поживём, может увидим и это.

Двор-колодец на Васильевском острове. Снимок 17 ‎января ‎2010 ‎г., ‏‎12:19:46.
Двор-колодец на Васильевском острове. Снимок 17 ‎января ‎2010 ‎г., ‏‎12:19:46.

Где сей колодец, задаёт нам вопрос пытливый читатель из Санкт-Петербурга. Отвечаем – на любимом нами Васильевском острове, который по известному выражению Саши Чёрного – прекрасен, как жаба в манжетах. Это классические доходные дома конца XIX века. Пережившие всё и Гражданскую войну, и блокаду Ленинграда. Дай Бог и им и нам – здоровья! Снято холодной и неуютной зимой 2010 года, когда город перестали убирать от снега и сбивать наледь с крыш. Если быть точным: 17 ‎января ‎2010 ‎г., ‏‎12:19:46.

Вид с Торгового моста на Крюков канал и на Новую Голландию. Снимок 28 декабря 2010 г., около 21:30.
Вид с Торгового моста на Крюков канал и на Новую Голландию. Снимок 28 декабря 2010 г., около 21:30.
Вид на канал Грибоедова. Снимок 28 декабря 2010 г., около 22:00.
Вид на канал Грибоедова. Снимок 28 декабря 2010 г., около 22:00.

Дворец Великого князя Алексея Александровича. Старая Коломна. Набережная реки Мойка, 122. Вид со стороны Алексеевского сада. 23.01.2010, около 15:30

Алексеевский дворец. Мы застали его руинированным, во дворе и сквере из-под земли торчали остатки мраморных деталей дворца, штукатурка осыпалась, борьба со временем перешла на старый кирпич. Тоска и упадок.

Я ездил в Госстрой, докладывал о его печальном состоянии, фонтанировал всяческими идеями и пр. И как-то совершенно случайно, по далёкому от меня музыкальному миру его начали восстанавливать и вот он блистает, как Дом Музыки. Дают концерты, приходят люди – словом жизнь!


Набережная Лейтенанта Шмидта. Подводная лодка С189, единственный в России музей-подводная лодка. Сайт музея: http://museum-s-189.ru/
Набережная Лейтенанта Шмидта. Подводная лодка С189, единственный в России музей-подводная лодка. Сайт музея: http://museum-s-189.ru/

Снимки сделаны 23.01.2010, около 15:00. Холода стояли недетские. Долго искал кадр, чтобы совместить Флаг ВМФ СССР и крест часовни на Английской набережной. Именно с места отмеченного часовней и стреляла «Аврора» по Зимнему дворцу.

2011 год.



Старообрядческий Храм Знамения Богородицы, Санкт-Петербург, Тверская улица, 8


Я знаю этот Храм очень давно, по своему понятию, года с 1976, как минимум. Впрочем, тогда Храмом он не был. Это была территория завода «Автоарматура». Здесь и у меня во дворе, по Калужскому пер., 7, с жутким грохотом перегружали арматуру, стальной пруток и прочий напрочь не интересный ленинградским мальчишкам швеллер. Здание церкви напротив генконсульства Чехословакии было интересно, но не более. По городу полно стояло полуразрушенных церквей куда можно было забраться и без всякой заводской охраны. Да и что там смотреть – автобаза и ремонт – ничего интересного. Весь этот бардак продолжался до начала начала 90-х годов. Потом наступили «интересные» времена и среди общей пальбы и разборок из храма вдруг выехал прототип отечественного гоночного автомобиля «Маруся». Эта штуковина выглядела инопланетным чудом посреди планеты Железяка. Куда всё это растворилось – загадка. Наконец в 1999 году здание получило статус памятника архитектуры федерального значения. Забрезжил призрак освобождения Храма, скажем прямо, от всякого говна.

В 2005 года здание церкви немалыми усилиями переходит к своему законному приемнику — Невской Старообрядческой Поморской общине. Начинается реставрация. Средства на воссоздание Церкви собраны староверами. Дай Бог им здоровья и вечного спасения! 10 декабря 2007 года состоялось открытие Храма Знамения Пресвятой Богородицы, закрытого в 1936 году. Всю эту историю кривых зеркал я и постарался отразить на первом снимке, где Храм отражён в стеклянной стене дома № 6 по Тверской улице.

Снимки сделаны 03 января 2011 года, около 11 утра.

Церковь Общины Старообрядцев Поморского Согласия, вид с территории комплекса. 1909 г. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/31/Tverskaya8old5.JPG?uselang=ru
Церковь Общины Старообрядцев Поморского Согласия, вид с территории комплекса. 1909 г. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/31/Tverskaya8old5.JPG?uselang=ru

Петергоф. Вид на Большой каскад.
Петергоф. Вид на Большой каскад.

Интересное время для съёмки фонтанов Большого каскада Петергофа. Первое – зима. Т.е. фонтанов – нет. Второе – где фонтан "Самсон"?! Где разрывающий пасть шведам русский богатырь!? Где памятник императрицы Анны Иоанновны?! Где бронзовая отливка Павла I, пришедшая на смену обветшавшему свинцу Анны Иоанновны – Бог весть где? Мы не знаем. Сгинули в войну с немцем. Ладно, в 1947 году скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов на основе архивных данных, фотографий и работ М. Козловского воссоздали «Самсона». 14 сентября 1947 года поток в 21 метр высотой ударил в свободные небеса!

Впрочем, 28 декабря 2010 года заметно обветшавшая статуя Самсона №3 была отправлена на реставрацию. Именно в это время я и гулял с фотоаппаратом по Петергофу. Снимок сделан 4 января 2011 года. Вернули Самсона только 17 апреля 2011. Успел.


Петергоф. Вид на Исторический парк. Снимок 04 января 2011 г., 14:20
Петергоф. Вид на Исторический парк. Снимок 04 января 2011 г., 14:20

Набережная реки Фонтанки, дом 21. Снимок 04 января 2011 г., 18:11
Набережная реки Фонтанки, дом 21. Снимок 04 января 2011 г., 18:11

Это знаменитый Шуваловский дворец. О нём можно писать тома. Сейчас в нём музей Фаберже. Сходить стоит – непременно.

История Дворца, абсолютно в телеграфном стиле, такова:

В конце XVIII века здесь, на берегу реки Фонтанки, располагался двухэтажный дом с восьмиколонным портиком, которым владела семья Воронцовых.

В 1799 году его выкупила Мария Антоновна, жена гофмейстера Дмитрий Львовича Нарышкина. Новые хозяева расширили здание, создали несколько новых парадных помещений.

В 1834 году Нарышкины уехали из Петербурга, домом на Фонтанке владели их родственники. А в 1846 году дворец оказался во владении Петра Павловича Шувалова в качестве приданного Софьи Львовны Нарышкиной. С тех пор дворец именуется Шуваловским.

До 1917 года дворец принадлежал семье Шуваловых. 1 августа 1918 года он был национализирован. В 1919 году здесь открыли Музей быта, который через четыре года закрыли, а экспонаты передали в Эрмитаж. В Шуваловском дворце разместился Дом печати, затем Дом инженерно-технических работников имени В. М. Молотова. Перед Великой Отечественной войной здесь начала работу проектная организация. Во время войны здание сильно пострадало от попадания немецких авиабомб. После реставрации, в 1965 году в Шуваловском дворце открылся Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран. Таким я его и знал.

В 2006 году началась реставрация Дворца. 19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге состоялась официальная церемония открытия первого в России негосударственного Музея Фаберже. Организацией-учредителем музея является культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году Виктором Вексельбергом с целью возвращения в Россию утраченных культурных ценностей. Хоть где-то от него польза, вопрос один, привычный – где подвох?!



Фрагмент ограды, отделяющей Екатерининский сквер от Аничкова дворца. Гордый золотой имперский орёл, придавленный снегом необъятной Северной Империи. Здесь много смыслов и образов. Снимок 4 января 2011 г., около 19 часов.

Вид на Исаакиевскую площадь и Мариинский дворец. Фотография сделана с Исаакиевского собора 30 декабря 2010 года, 17:55
Вид на Исаакиевскую площадь и Мариинский дворец. Фотография сделана с Исаакиевского собора 30 декабря 2010 года, 17:55

Седьмая линия ВО, памятник конке. Снимок сделан 01 января 2011 г., 21:14
Седьмая линия ВО, памятник конке. Снимок сделан 01 января 2011 г., 21:14

Обводный канал. Снимок сделан от Храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) 02 января 2011 г., 14:20
Обводный канал. Снимок сделан от Храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) 02 января 2011 г., 14:20

2012 год.


Большая вода. Арсенальная набережная у площади Ленина, рядом с Финляндским вокзалом. Фотография 08.09.2012, 15:41
Большая вода. Арсенальная набережная у площади Ленина, рядом с Финляндским вокзалом. Фотография 08.09.2012, 15:41

Арсенальная набережная у площади Ленина, рядом с Финляндским вокзалом. Вид на набережную Робеспьера. Фотография 08.09.2012, 15:45
Арсенальная набережная у площади Ленина, рядом с Финляндским вокзалом. Вид на набережную Робеспьера. Фотография 08.09.2012, 15:45

Нева. Вид на Арсенал.
Нева. Вид на Арсенал.

Вид с Английской набережной на Васильевский остров.
Вид с Английской набережной на Васильевский остров.

Набережная канала Грибоедова. Снимок 19 октября 2012 г., 9:50
Набережная канала Грибоедова. Снимок 19 октября 2012 г., 9:50

Станция метро Маяковская. Одно из лучших изображений Владимира Маяковского.
Станция метро Маяковская. Одно из лучших изображений Владимира Маяковского.

Охта. Район Среднеохтинского проспекта. Типовая застройка дворов конца 1950-х годов.
Охта. Район Среднеохтинского проспекта. Типовая застройка дворов конца 1950-х годов.

Надёжная, просторная, с большим массивом озеленения, яслями, детскими садами, школами, сберкассами и прочим полезным для жизни обрамлением. Возникает вопрос – а так-ли нужна была массовая панельная застройка и нужен-ли сегодня рост города, как раковой метастазы.

Большая хоральная синагога. Лермонтовский пр. 2.
Большая хоральная синагога. Лермонтовский пр. 2.

Интересный факт – «29 июня 1929 года вышло постановление Президиума Ленсовета о закрытии еврейской религиозной общины. 17 января 1930 г. решением Президиума Леноблисполкома была закрыта и синагога. После жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени — ВЦИК, 1 июня 1930 года синагога была открыта вновь» (https://ru.wikipedia.org/). Во, как! А мы православные люди и не знали, что так можно… Хотя и жаловались, но видимо не тем и не туда.


Два берега. На одном берегу старая сцена Мариинского театра – на другом – здание промышленной архитектуры – новая сцена. Между ними Крюков канал. Снимок 20.10.2012, 15:10
Два берега. На одном берегу старая сцена Мариинского театра – на другом – здание промышленной архитектуры – новая сцена. Между ними Крюков канал. Снимок 20.10.2012, 15:10

На эту тему можно и нужно написать многое. Как сносили остатки старого здания Литовского рынка, некстати замечено архитектора Кваренги, сгоревшего в буйные 1920-е годы. Как тяжело далось уничтожение в 2005 году крепкого и органичного здания Дворца культуры и техники имени Первой пятилетки, в модном тогда стиле конструктивизма (архитекторы Н.А. Митурич и В.П. Максимов).

Но «дело» того стоило. За восемь «строительных лет» из и без того нездорового тела федерального бюджета с мясом вырвали 22 миллиарда рублей. Отдельное спасибо от Санкт-Петербужцев-Ленинградцев руководителю театра Валерию Гергиеву. Этот замечательный осетинский парень родившейся в Москве и выросший во Владикавказе, надо полагать в глубине своей непростой души искренне не понимает зачем надо жить и работать в СПб, кроме как ради денег. Но на театре много, по-настоящему много, «срубить» трудно. Но на стройке… И в далёком уже 1997 году руководитель театра Валерий Гергиев выступил с предложением к президенту РФ Ельцину Б. Н. построить новый театр (Большой город. Петербург. № 19 (219), 03.12.2008. — С. 13), конечно на базе своего. С 1999 года Гергиев продвигает проект архитектора Эрика Мосса (США), что понятно. Принцип «заграница нам поможет», для Валерия Абисаловича – жизнь: - 1992 состоялся дебют Гергиева в Метрополитен-опера в опере Верди «Отелло», в дальнейшем он неоднократно выступал там как приглашённый дирижёр; с 1995 по 2008 г. он занимал место главного приглашённого дирижёра Роттердамского филармонического оркестра; с 1 января 2007 Гергиев ― главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра.

Жители Петербурга более чем нервно восприняли этот проект. Да и сам маститый постмодернист смело сравнивал его с «брошенными на землю мешками с мусором». На счастье, существовали и существуют строительные нормы и данный проект им никак не соответствовал.

Впрочем, менялись компании, проекты, проектанты, а деньги неумолимо осваивались под чутким надзором руководителя театра Валерия Гергиева. Утешает одно, истончив и ликвидировав собственную Душу, человек отправляется через Калинов Мост в гордом одиночестве и без вещей, оставляя о себе память на этом свете. Памятник Валерию Абисаловичу – мы уже видим. Дело за малым. На снимке виден мостовой переход между Старой и Новой сценой. На самом деле его нет. Это призрак. Его нет ни в проекте, ни в рабочей документации и вообще, строить его никто не разрешал. И, как всякий призрак, он никуда не ведёт. Просто просив у стены Старого театра и застыл. Снимок прошу считать – эфемерным, мистическим.

Новая Голландия - уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма с непростой современной историей. Снимок 13.11.2012, 12:11
Новая Голландия - уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма с непростой современной историей. Снимок 13.11.2012, 12:11

Если Вам кто-либо когда-либо предложил «не лезть в бутылку», то Вам не сюда! Дело в том, что построенное в начале XIX века на западной стрелке острова было кольцеобразное здание морской тюрьмы, прозвали «бутылкой», отсюда и выражение «лезть в бутылку».

В моё ленинградское детство – здесь были склады Ленинградской военно-морской базы. Охранялись на совесть. Здесь же было и военное ателье, где мне в 1985 году сшили первый в моей жизни костюм, замечу, с жилеткой. По костюму было сразу видно, что его пошили в военном ателье… Потом, там-же, спустя прилично лет, мне шили генеральскую форму. Растём!

С 2004 года Новая Голландия – собственность города и её беспрерывно реконструируют разные харизматичные личности. Глядишь и расцветёт пышным садом и народ сам «полезет в бутылку» за новыми впечатлениями. Но, пока, несём потери: «Всемирный фонд по охране памятников в своем заявлении отметил: «Вызывает большое сожаление, что недавно были разрушены радиостанция, откуда большевики объявили о своей победе в 1917 году, и лаборатория Дмитрия Менделеева. Мы поддерживаем инициативы по созданию новых зданий в Петербурге, но подчёркиваем, что этот город должен сохранить свою уникальность, если он хочет остаться тем городом, которым мы его знаем» (http://www.rosbalt.ru/main/2006/11/28/276813.html; http://www.nevastroyka.ru/1/8523/).

Крюковы (Морские) казармы или «Флотский экипаж», набережная Крюкова канала, дом 2. Снимок 13.11.2012, 12:54
Крюковы (Морские) казармы или «Флотский экипаж», набережная Крюкова канала, дом 2. Снимок 13.11.2012, 12:54

В советские времена, в здании был клуб военных моряков. Флотский экипаж, в нашей семье знаменит тем, что бабуля – Чернова (Бойко) Александра Зиновьевна, будучи хорошей золотошвеек, вышивала в нём одно из первых советских знамён Балтфлота. Дед, тогда уже был проверенным флотским мичманом.


Снимок сделан на наб. Лейтенанта Шмидта, 14 ноября 2012 года.
Снимок сделан на наб. Лейтенанта Шмидта, 14 ноября 2012 года.

Людмила Алексеевна Вербицкая, мой любимый ректор Санкт-Петербургского государственного университета, с плаката и трибуны просит Петербуржцев оставаться Петербуржцами.




Три рисунка. Три фотографии.

Три рисунка. Две фотографии и одна открытка. Что между ними общего? Что может объединить шедевр Боссе - Немецкую-Реформаторскую кирху (1862 г) и образец конструктивизма - Дворец культуры и техники работников связи (1929 г) – архитекторы Павел Гринберг и Григорий Райц с эмблемой ОСАВИАХИМа.

Вы будете удивлены – происхождение! Как улица Большая Морская выродилась в улицу Герцена, так и церковь была изуродована архитекторами-конструктивистами в Дворец работников связи. Башню практически срезали, заменив уродливой рубкой кирпичной субмарины, неудобную для коммунального ремонта двускатную крышу перестелили в плоскую. На фасад широким жестом вмуровали серые балконы и проллетарскую скульптуру. Красный кирпич оштукатурен в революционную серость. Любуйтесь граждане свободной страны! Интерьер… что писать, про интерьер, зайдите сами. Где роскошные витражные окна рижской мастерской Э. Байермана? Где великолепный орган? Что осталось от Кирхи, заложенной благодарными русскими немцами в год и в честь тысячелетия Руси?

В 2001 г. здание по Большой Морской 58 (вновь по Большой Морской!) включено КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Кто знает, может быть спадёт серая штукатурка, вновь вырастет башня и с неё устало сойдут рабочий с молотом, солдат с винтовкой и женщина с книгой ошалевшие от постоянства борьбы за трудовые достижения, готовности к войне и тяги к знаниям. Кирха - фотография с дореволюционной открытки

2015 год. Прогулка по Санкт-Петербургу к родному дому.


Прогулка по Санкт-Петербургу к родному дому – это всегда наслаждение жизнью. Как не пойди и увидишь новые грани родного старого города. Удивительно красиво и интересно. Кроме того, жить в центре Санкт-Петербурга и не быть, немного художником, фотографом и историком – невозможно. Само место обитания – обязывает.

Памятник дворнику на площади Островского. Фотография 19.07.2015, 16:10
Памятник дворнику на площади Островского.

Вот памятник дворнику на площади Островского. В венке и с букетом. Красиво. По-летнему. Только лопата – зимняя, ну ничего, зима не за горами.

Канал Грибоедова. Фотография 19.07.2015, 14:50 Канал Грибоедова. Фотография 19.07.2015, 14:52
Канал Грибоедова

Вечный, неизменный и любимый, всегда по пути домой – канал Грибоедова. Утешает островками зелени, развлекает людей и дарит прохладу в жару.

Бывший доходный дом Н.В. Безобразовой. Архитектор Бенуа. Фотография 19.07.2015, 14:54
Бывший доходный дом Н.В. Безобразовой. Архитектор Бенуа. Фотография 19.07.2015, 14:54

Потрясающий дом. Ещё бы его архитектор сам Бенуа. Это бывший доходный дом Н.В. Безобразовой. У мадам Безобразовой несомненно доходы были! На табличке, обозначающей один (!) дом написано: «50-52-54. Набережная канала Грибоедова». Я, шляпа, не сфотографировал такой раритет, но, надеюсь, исправиться. Заодно и ракурс снимка изменю. С моста он будет смотреться интереснее. Вот такой, всеквартальный треугольник. Представляю какие там были коммуналки! Судя по окнам, жильцы сменились. И слава Богу!

Дом № 71 по набережной канала. Фотография 19.07.2015, 15:00
Дом № 71 по набережной канала. Фотография 19.07.2015, 15:00

Угрюмые купидоны развалились над входом в парадную дома № 71 по набережной канала, тщательно прижав к себе по рогу Изобилия, каждый – своего.

Атланты 19.07.2015, 15:00
Атланты 19.07.2015, 15:00

На них, безо всякой любви, косятся атланты. У них заботы – море, из одежды – всякое рваньё и очевидно, что эти сытые мальчики к рогу Изобилия не допустят их и близко. На лицо – социальный конфликт. Интересно, может быть Сюзор Павел Юльевич, архитектор этого дома был тайный революционер и так, через архитектуру, призывал к мятежу. Впрочем, на доме компании Зингер (Доме книги), его-же постройки, это никак не отразилось. Домовладельцы — Ратьковы и Ратьковы-Рожновы — дворянский род, восходящий к началу XVII века так же не бедствовали. И этот скромный дом, как и предыдущий занял квартал. Просто квартал. Один квартал – один дом. В этом есть логика. Чётко и ясно. Дом – квартал. И никаких сантиментов, и компромиссов. Пусть семья живёт и гуляет в своём квартале!

Владимир Александрович Ратьков-Рожнов [https://ru.wikipedia.org]Монограмма Владимира Александровича Ратьков-Рожнова [http://collectionerus.ru/collections/monograms-spb/112/]
Владимир Александрович Ратьков-Рожнов [https://ru.wikipedia.org] и его монограмма на здании доходного дома по адресу: Загородный проспект, дом 39 [http://collectionerus.ru/collections/monograms-spb/112/]

Владимир Александрович Ратьков-Рожнов, собственник этого дома, в 1893 — 1898 годах был санкт-петербургским городским головой. Интересно, а нынешние городские главы где строятся? Хотелось бы выяснить номера домов и проверить преемственность традиций. Если дом городского главы занимает меньше квартала – слабак, а не городской глава. В Питере такие не приживутся!

Впрочем, Владимир Александрович был крепок не только «городской головою», он помимо всего прочего был с 1874 года владельцем фирмы «Громов и Ко» - переработка и торговля лесом и лесоматериалами, владел крупнейшей в России Громовской лесной биржей и лесопильными заводами:

  • Шлиссельбургский тракт, 57;
  • Орловская ул., 1;
  • лесным складом на наб. Б. Невки, 13;
  • оптовыми конторами на Миллионной ул., 7 и Гельсингфорсская ул., 4.

Был Владимир Александрович немножко и геологом, и горняком, чисто, как совладелец Ленского и Миасского золотопромышленных товариществ, а также Верхне-Амурской золотопромышленной компании, а кроме того, что бы было куда сваливать слитки владельцем Санкт-Петербургского Частного коммерческого банка. Где одно, там и другое. Вкладывался господин Ратьков-Рожнов в недвижимость любимого города. Так, по мелочи, домов двадцать, не более: Дворцовая набережная, 8, Думская улица, 7, Невский проспект, 152, Гороховая улица, 79, Набережная канала Грибоедова, 71 и прочие малозначительные постройки.

Но главная боль, Владимира Александровича, была за православный народ. Он пёкся за него и будучи с 1904 сенатором, и членом советов и правлений Городского сиротского дома, Городского училищного совета, Российского общества Красного креста, председателем Городской больничной комиссии, Комиссии по определению сирот и городских стипендиатов в различные учебные заведения и прочая, прочая. Жаль, до революции не дожил. Большевики бы его наградили. Но не судьба. В 1912 году упокоился и лежит спокойно и властно на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, кстати, рядом с многими старыми большевиками. Соседи.

Набережная канала Грибоедова, дом 80, 19.07.2015, 16:10
Набережная канала Грибоедова, дом 80

Этот дом – канал Грибоедова, 80, доходный дом, типография и литография издателя - В. С. Балашева. Дом был куплен серым и мрачным. Он никак не утраивал издателя и владельца. Балашев пригласил гражданского инженера К.Э. Гефтлер выполнить перестройку здания. И попросил его разместить по фасаду барельефы великих русских писателей. Посмотришь на дом и сразу поймёшь – человек близкий к литературе! И в барельефах, обрамлённые, надо полагать, лавровыми венками и Пушкин, и Жуковский, и Крылов – сразу закивают головами и, как бы скажут, В.С. Балашев – серьёзный издатель.

Пароход добровольного флота «Саратов» у Горного института [http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit10429.htm]
Пароход добровольного флота «Саратов» у Горного института [http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit10429.htm]

Набережная Невы [http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit10434.htm]
Набережная Невы [http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit10434.htm]

Вид Невского проспекта и Адмиралтейства [http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit372.htm]
Вид Невского проспекта и Адмиралтейства [http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit372.htm]

А Карл Эдуардович, построив дом отдался полностью искусству пейзажа. И так здорово у него это получилось, что мы знаем К.Э. Гефтлера, скорее, как художника пейзажиста, нежели гражданского инженера.

Гранитный спуск к воде, 19.07.2015, 15:05
Гранитный спуск к воде, 19.07.2015, 15:05

Удивительная погода Санкт-Петербурга, внезапно перестала баловать, подтянула тучи и затопила ступеньки гранитных спусков к воде. Вы не хотите идти к воде, тогда вода идёт к Вам! Пришлось ускоряться.

Волны – пухнут, 19.07.2015, 15:05
Волны – пухнут!

Дом Струка – набережная канала Грибоедова д. 88-90, 19.07.2015, 15:09
Дом Струка – набережная канала Грибоедова д. 88-90

Знаменитый на весь канал набережная канала Дом Струка – набережная канала Грибоедова д. 88-90. Это же здание Екатерининского общественного собрания. Екатерининское общественное собрание интересное явление Столицы тех лет. Это был закрытый клуб «для проведения досуга». В уставе определено, что общественное собрание имеет целью «доставить членам своим, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользою». Прекрасная формулировка уставной деятельности. Для этих целей был оборудован театральный зал на 700 мест и много чего ещё.

Хотите почитать об этом? Извольте. Собственно, дом Струка, небольшой каменный особняк на берегу канала давно канул в Лету. Его разобрали и радикально перестроили два бодрых петербуржца - Оскар Рудольфович Мунц, который мало того, что родился в Одессе, так ещё и был сыном генерального консула Нидерландов. Сменив гражданство и прописку стал вполне себе достойным петербуржским архитектором. И военный инженер Николай Васильевич Смирнов.

К моменту строительства Николай Васильевич был в чине полковника, впоследствии дослужился до генерал-майора. Военный инженеру было не стыдно за свои погоны. Он много строил и в Москве, и в Санкт-Петербурге: Офицерское собрание на Литейном проспекте, Строгановское училище, фундамент Большого театра, первую в России частную электростанцию на Васильевском острове. Был он Гласным Петербургской городской думы, член Совета по делам страхования рабочих. С большевиками договариваться не счёл нужным и примкнул к белому движению. Чудом сумел уйти в эмиграцию. В Германию, в Берлин. Скончался 1-го марта 1925-го года в возрасте 74-х лет и был похоронен 4-го марта 1925 года на православном кладбище Тегель в третьем ряду восьмого квартала. Интересно, это кладбище уцелело и осталась ли там могила русского военного инженера Николая Васильевича Смирнова?

Иная судьба была у Оскара Рудольфовича Мунца. Он оказался «в струе». И был в ней вполне неплох. На Полюстровском пр., д. 46 мы можем увидеть подстанцию «Волхов-Северная» построенную в 1926 году русским инженером Генрихом Осиповичем Графтио, потомком далёкого дворянского рода из Нидерландов. Собственно, именно он проектировал и строил Волховскую гидроэлектростанцию, а вместе с ней и подстанцию на Полюстровском. Деятельное участие в разработке архитектурного проекта принимал Мунц.

Подстанция «Волхов-Северная», СПб, Полюстровский пр., 46 [wikimedia.org]
Подстанция «Волхов-Северная», СПб, Полюстровский пр., 46 [wikimedia.org]

Волховская гидроэлектростанция [wikimedia.org]
Волховская гидроэлектростанция [wikimedia.org]

Мунц руководил архитектурной частью проекта Волховской гидроэлектростанции. Затем ряд зданий в духе сталинского неоклассицизма, такие, как типовое здание школы, одна из них на ул. Жукова, 9; жилой дом по 2-й Рабфаковский пер., 5к1.

 Типовое здание школы (Жукова, 9) [http://www.citywalls.ru/] жилой дом по 2-й Рабфаковский пер., 5к1  [http://www.citywalls.ru/]
Типовое здание школы (Жукова, 9); жилой дом по 2-й Рабфаковский пер., 5к1. [http://www.citywalls.ru/]

Падая в архитектуре, он рос карьерою. Он стал профессором, доктором архитектуры и умер в Блокаду, лютым январём 1942 года. Упокоившись вместе с Иваном Билибиным, Владимиром Фроловым и другими профессорами Академии художеств на Смоленском кладбище в Ленинграде. При советской власти столь откровенно роскошные особняки в стиле модерн, как здание Екатерининского общественного собрания, строить было незачем, а вскоре и некому.

Братская могила профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище в Ленинграде [Gavrilov S.A.]
Братская могила профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище в Ленинграде [Gavrilov S.A.]

Мы отвлеклись. В здании Екатерининского общественного собрания с 1912 по 1917 год располагался театр малых форм "Кривое зеркало". Он возник как театр-кабаре по инициативе артистки З. В. Холмской при Театральном клубе и просуществовал в Петербурге-Петрограде-Ленинграде с 1906 по 1918 и с 1922 по 1931 гг. Театром руководил муж артистки, критик Авраам Рафаилович Кугель. И руководил до самой своей смерти в 1928 году, по причинам вполне естественным. Он, как и Мунц, органично воспринял революцию и новую власть, но что для него, «органичного» сделало дело победившего бунда? Только упокоило на Литераторских мостках. С 1939 г. в Доме Струка находилась весьма серьёзная контора - Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Балтсудопроект», просуществовавшее в этом здании до 1999 г. Очевидно, что от советской жизни и здание, и интерьер сильно пострадали. Но, горе не беда – восстанавливают.

Спокойно иду дальше, сквозь призраки откипевших страстей. Впереди знаменитый «Мост о четырёх львах». Звери академика Павла Петровича Соколова уж сколько лет послушно держат цепи моста. С 1825 года, и на «Львином мостике» и на «Банковском». С 1828 года его Сфинкс охраняет «Египетский мост». Звери эпохи классицизма достойно охраняют город от покушений временщиков. Спасибо, Павел Петрович.

Мост о четырёх львах
Мост о четырёх львах

Львы
Львы

Начинающийся дождь гонит на Театральную площадь. Тучи и ветер. А минут шесть-семь назад ещё было тепло, солнышко грело, прохожие переходили в тень. Санкт-Петербург.

Табличка дома №8 Дом № 8. Знаменитый литературный кружок «Зелёная лампа»
Дом № 8. Знаменитый литературный кружок «Зелёная лампа»

Дом № 8. Знаменитый литературный кружок «Зелёная лампа». Пушкин любил здесь выпить лафиту, согреть кости. Теперь кружки типа «Зелёной лампы» вполне успешно и по всему миру заменены «Фейсбучной». Ешьте!

Италийские знамёна
Италийские знамёна

Символом разлуки с теплом на холодном русском ветру плещут италийские знамёна.

Мариинский театр
Мариинский театр

2 сцена Мариинского театра
2 сцена Мариинского театра

Строевым шагом, стараясь не вглядываться миную две сцены Мариинского театра. Как же мне неприятны все, кто приложил руку к проектированию и строительству второй сцены. И дальше, родными улочками и закоулочками, практически обогнав дождь – по-петербуржски прячусь дома.

А в голове стучаться мысли – уехать бы к звёздам, шестерёнкам и колоскам. Всё, как на гербе D*Italia.

Герб D*Italia
Герб D*Italia


Страница 1 - 6 из 6
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец По стр.

Возврат к списку